1 отзыв
УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ и ОБОРУДОВАНИЕ для КАБИНЕТОВ НВПОБЩЕВОИНСКИЕ УСТАВЫ
+77053322729
Контакты
Компания "БАЗИС"
Наличие документов
Знак Наличие документов означает, что компания загрузила свидетельство о государственной регистрации для подтверждения своего юридического статуса компании или индивидуального предпринимателя.
+7705332-27-29
Сергей Юрьевич
КазахстанКарагандинская областьКараганда,ул. Московская, 4, офис 16
Карта

Размышления о ситуации на рынке учебников для ТиПО

Размышления о ситуации на рынке учебников для ТиПО

Спрос велик! Предложение минимально! Учебники для ТиПО, правда и вымысел.

Серьезной проверке подверглась в 2013-2014 году книгоиздательская индустрия Казахстана на предмет возможности производства учебных пособий для системы профтехобразования.

Когда у учебных заведений нет денег на закуп учебников – это одно. Никто и не упрекнёт ни книгоиздателей, ни «книгосозидателей».

На небосклоне учебной литературы для ТиПО сияет лишь одна яркая звёздочка – издательство «Фолиант». Список предложений охватывает разные разделы, разные спецдисциплины. В каждом разделе – целый ряд наименований. Правда «ряд» - это слишком громко сказано… «Рядок»… Это ни в коем случае не упрёк. Издательство делает всё, что может, что успевает…. Если бы не издательство «Фолиант», то на тему производства учебников или наличия Казахстанских учебников для ТиПО можно было бы даже «не заикаться».

Но попробуем хотя бы на секундочку представить рядом возможности смелого и единственного в своем роде «Фолианта» и возможности таких Российских монстров книгоиндустрии, как «Академия», «Энас», Недра» и т.д. и т. п….. Несопоставимые величины.

Может быть, авторов в Казахстане не хватает? Не так всё плохо. Есть авторы и создавшие свои произведения. Есть авторы потенциальные. Пока работают в системе ТиПО специалисты своего дела, то и определённое количество прогрессивных людей, которые сумеют свои знания облачить в форму учебника найдутся.

Можно найти авторов, можно найти учебники, вернее названия учебников… В Интернете. Не «живьём». Не в книжных магазинах, не в системе книготорговли.

Судите сами. Если учебник один раз «вышел» тиражом, допустим 50-100 экземпляров. И если тираж ни разу не повторялся, то где его можно найти? В университетской библиотеке, у студентов данного ВУЗА, где работает сам автор. И всё. Эти учебники порой «числятся» в прайсах издательств, которые один раз их издали. Теоретически они могут быть воспроизведены ещё раз… ПРОСТО ИХ КУПИТЬ НЕЛЬЗЯ!!!!

И вот, в «кои-то веки» «пришли» деньги. Республика Казахстан получила финансирование от Всемирного банка (Международного Банка Реконструкции и Развития) на реализацию проекта «Модернизация технического и профессионального образования» (далее - Проект) и намерена расходовать часть денежных средств для выделения под-грантов учебным заведениям технического и профессионального образования на реализацию Планов институционального развития (ПИР).

Т.е. Всемирный банк выделил целому ряду колледжей Казахстана «баснословные» деньги, в том числе и на учебники…

Конечно, хочется купить именно Казахстанские учебники. Даже обязаны учебные заведения именно их и покупать. Где? У кого?

Жесточайшие правила ПИР, предусматривающие, что выделенные на книги «приличные» деньги нужно потратить в кратчайшие сроки единым лотом, сразу «отбросили» в сторону все издательства, и крупные, и средние, и малые.

Ведь ассортимент наших издательств очень ограничен и не охватывает весь спектр потребностей даже одного учебного заведения. А в списке потребностей каждого отдельного колледжа встречается столько тем, столько спецдисциплин, столько производителей, столько «фантазий». В списках потребностей – сотни наименований учебных пособий. Но вот в чём «фокус»! Ведь каждое наименование отдельному колледжу нужно не сотнями экземпляров, не тоннами «живого веса». А понемногу. По одной штуке, по несколько штук….

Вот эти бы деньги одному какому-нибудь издательству достались ! (Приходилось слышать и такое предположение…) Но в списке предложений каждого отдельного «местного производителя» по «десяточку» наименований, прайс-листы, помещающиеся на 1-2 странички….

Нередок парадокс. В прайс-листе книга есть! У неё есть автор! В интернете можно убедиться, что данная книга существует. Стоп! Не существует, а СУЩЕСТВОВАЛА когда-то…. Была, сверкала типографской краской после первого счастливого тиража – и «сплыла»…. И ещё долго будет интернет дразнить недоумевающих потребителей. В том числе и нас - книготорговые предприятия.

А есть производители, маркетинговую стратегию которых, иначе как парадоксальной и не назовёшь. Отказываются от участия в электронных госзакупках, в других проектах (типа ПИР).Более того, порой отказываются от сотрудничества с книготорговыми предприятиями, пытаясь организовать прямые продажи непосредственно потребителям. Велики ли эти объёмы? Да нет, конечно! А каковы же возможности бюджетных учреждений, скованных жёсткими правилами закупок приобрести учебную продукцию у таких производителей? Конечно, минимальны.

Поэтому, именно на книготорговую сеть, способную быть гибкой и ассортиментной, и ложится, в первую очередь, бремя общения с конечными потребителями. В рамках госзакупок и других проектов. В том числе и с грантополучателями Всемирного банка.

В попытках удовлетворить все потребности учебных заведений, Книготорговая фирма «БАЗИС» уже « зубы сточила», пытаясь уговаривать университетские типографии и даже ряд авторитетных издательств сотрудничать в деле поставок и освоения финансов ПИР. Тонну книг отпечатать могут. Это по силам. Разумеется, тонну одного наименования. А что делать с остальными 99% потребностей учебных заведений?

Выход один. Обращаться к Российским изданиям. Да, далеко. Долго ждать, Долго везти. Это слово «долго» нетерпеливым казахстанским потребителям и не понять. И организаторам госзакупок, мероприятий в рамках ПИР и т.д. тоже не понять. Не понять, что нет этих книг на территории Казахстана. Не понять и того, что нас «таких» , у Российских издательств – весь С…Н…Г… Не понять, что слово «срочность», в работе над снабжением учебного заведения литературой, вообще недопустимо.

Кстати, вернёмся к выражению «Обращаться к Российским изданиям». Это правильно. Именно – к изданиям, а не издательствам. Отдельному колледжу или ВУЗу Казахстана, а тем более Заказчикам госзакупок или подобных мероприятий типа ПИР, обратиться напрямую к издательствам, весьма затруднительно. Помочь может в этом деле может только книготорговое предприятие из самого Казахстана, и никто более. Да не всякое… А имеющее возможности ( и желание !!!), удовлетворяя потребности заказчика, «вытащить» даже небольшие партии книг или электронных пособий, из десятков городов России, где расположены производители. Не зря одним из самых трудных Контрактов ПИР считается обеспечение учебных заведений учебниками. И не так много желающих, из числа поставщиков, поучаствовать в проектах ПИР.

Книготорговая фирма «БАЗИС» взяла на себя ряд обязательств по снабжению учебниками участников ПИР и исполнила в течение 2-х лет немалое количество контрактов ПИР.

Это позволило сделать определённые выводы о ситуации с отраслевой учебной литературой. Худшие предположения оправдались. Спрос на Казахстанские учебники велик. Предложений почти нет. Усугубило ситуацию и то, что Правила закупок ПИР не проработаны досконально. Сроки поставки минимальны. Видимо, сроки рассчитаны на то, что требуемая литература издаётся в Казахстане, или как минимум, уже находится на территории РК. Что, конечно же, не так.

В то же время, ассортимент Российских издательств, величайший. Предложений – «море». Но на русском языке. Да и сроки поставки для них должны быть иные, гораздо большие. И степень терпения потребителей, заказчиков  должна быть другая. И кругозор, и знание ситуации у организаторов различных закупок должны быть другие…

И умение слушать советы специалистов своего дела должно быть другим. А ведь книготорговля – это тоже специальность. И не самая простая!

Конечно, Книготорговая фирма «БАЗИС» выполнила все свои обязательства. В процессе работы над контрактами ПИР приходилось обрабатывать такие «винигретные» списки литературы! Порой, включающие в себя, продукцию до 20 Казахстанских и Российских издательств единовременно. В том числе плакатную продукцию и электронные учебные пособия.

Кстати, вопрос об отсутствующих электронных учебных пособиях по специальностям ТиПО Казахстанского производства– это, вообще, предмет отдельного разговора. В данной статье речь идёт именно о полиграфической  продукции.

Да, присутствует чувство высочайшего удовлетворения по поводу окончания большой, серьёзной работы по снабжению учебных заведений ТиПО учебниками в рамках ПИР. Но вопросы-то остаются. Например, такой. Есть ли ещё кто-нибудь, кроме нас, «на свою голову» клюнувших на мероприятия ПИР, кто убедился в том, как же плохо обстоят дела с изданием Казахстанских учебников и производством электронных учебных пособий для ТиПО? Кто убедился в том, что в большинстве случаев, предложения «местных производителей» учебников не более чем «понты», но отнюдь не реальные возможности….

С.Сагитов